Худжанд

Худжанд — город на севере Таджикистана и административный центр Согдийской области.  Худжанд — второй по населению город Таджикистана после Душанбе. На 1 января 2019 года в нём проживало 181 600 человек. Худжанд является одним из древнейших городов Центральной Азии. Как и многие другие древние города, Худжанд был основан возле реки — в данном случае реки Сырдарья. 

Худжанд — это речной город, а Сырдарья является частично городской рекой.  Река является центральной осью города, и структурирует его образную, историческую и моральную географию на Левый и Правый берега.

Как город Худжанд так и река, на которой он был основан, носили множество имен в течение их долгого существования. Как город, так и река претерпели множество преображений и трансформаций.  Произошли значительные перемены в речной инфраструктуре — строились мосты и ГЭС, система каналов для ирригации сельскохозяйственных земель, строились промышленные предприятия. В результате, животная, растительная, экологическая, экономическая и социальная жизнь в городе и его окрестностях драматически менялись тоже. Сама область много раз меняла административную принадлежность — переходила из владений одного государственного образования в другое. Менялось и население области в силу миграции, завоеваний и прочих преобразований в политической, экономической и социальной жизни региона.

Город Худжанд, согласно историческим источникам, был основан Александром Македонским, во время его завоевания региона, и был назван Александрия Эсхата (Александрия Дальняя).  В период колонизации Российской империей город было принято называть Ходжент, а в Советский период между 1936 и 1991 годами город был переименован в Ленинабад в честь Владимира Ильича Ленина. Река же носила имена Танаис, Яксарт и Сырдарья в разные исторические периоды. 

Так историк древнего мира Флавий во втором веке нашей эры написал: “Сам он [Александр Македонский] решил основать на реке Танаис город, назвав его своим именем”.  Древний Худжанд был центром торговли и ремесел. В транспортировке товаров использовалась река Сырдарья, по которой курсировали речные суда. Для их обслуживания на правом берегу реки, напротив города, были расположены дворы для приезжих из Чача и Ферганы торговцев. Географ 10 века Мукаддаси писал: “Худжанд — город услады, нет на этой стороне более приятного города, чем он, посреди его течет река и гора смежна с ним…, хвалят его мудрецы и поэты”. Худжанд также упоминается в воспоминаниях Бобура (Бабур Наме) — последнего из Тимуридов и основателя династии Мугалов в северной Индии. 

Река также играла важную роль в обороне города от завоевателей. Так было во время защиты Худжанда от войск Чингизхана Теиуром Маликом в 1220 году.

“Шахри нав” (Новый город) — такое название получило колониальное поселение в Худжанде, после завоевания города Российской империей. Место для русской части было выделено на узкой полосе между рекой Сырдарья и городом, протянувшейся вдоль от городской крепости до деревянного моста, перекинутого через реку. Этот участок часто затапливался. В 1899 году из-за перенаселенности русского квартала близ железнодорожной станции был отведен участок для русского поселка.

Осада и штурм укрепленного города Ходжента с 17 по 24 мая 1866 г

Город Ленина

В период между 1936 и 1991 годами Худжанд назывался Ленинабадом — или “Городом Ленина”. Важной частью советской программы развития был план электрификации всей страны. В Центральной Азии проекты по строительству крупных ГЭС на реках с горными истоками описывались не только как инфраструктурные предприятия, но и как часть широкомасштабного преобразования природы в целях строительства коммунизма. Официальные источники ранне- советского периода, как и риторика в 1960-х описывают процесс строительства ГЭС в рамках героических нарративов “укрощения диких рек” и “покорения Голодной степи”.

Новым курсом. Литография В. Пилпенюк. Из книги «Огни Нурека», ред. В. И. Дашкевич. Душанбе: Ирфон, 1974
Монумент Ленину на правом берегу Сырдарьи в Ленинабаде. Из фотоальбома «Советский Таджикистан» Душанбе: Ирфон, 1984

В советский период город “шагнул на правый берег” — новый социалистический Худжанд вырос на прежне необитаемой стороне Сырдарьи.  На каменистой предгорной части Сырдарьи строятся микрорайоны современно образца. В книге “Архитектурное наследие Худжанда” авторы Мукимов и Мамаджанова пишут: “И конечно, украшением всего города является Сырдарья, одетая в бетонную “рубашку” набережной с зеленым ожерельем прибрежной парковой зоны, красивыми мостами, соединяющими оба берега в единый, цельный градостроительный комплекс” (1993, стр 32).

Река и социальность

Река способствует формированию многообразных и уникальных форм как публичной так и тайных видов социальности. Исторические источники указывают, что на берегу реки Сырдарья в Худжанде, местные жители проводили много времени. Здесь строились алоу-ханы — мужские гостевые дома и места для собраний, а также чайханы или самоварханы, которые тоже служили гостиницей и столовой и местом досуга для мужского населения города, где они проводили долгие часы на тапчанах — деревянных помостах у водоемов и на берегу реки. Бани также обычно предназначались для мужчин, в то время как посещение бань женщинами было существенно ограничено по сравнению с другими странами востока.
Сегодня тоже общественный пляж на Правом берегу, собирает небольшое сообщество худжандцев (почти полностью состоящее из мужчин), которые встречаются здесь на рассвете, занимаются физическими упражнениями, плавают в реке, а позже пьют чай, играют в шахматы и нарды, и обмениваются новостями. Неподалеку от пляжа, в течение дня и под вечер мужчины собираются в секретной майхане в тени под городским мостом, скрытую от любопытных взглядов прохожих. На закате у реки можно наблюдать несколько одиноких рыбаков с удочками и лотками, хотя многие жалуются, что уловы сокращаются с каждым годом.
Еще выше по течению, худжандцы и гости города, собираются на семейные пикники на берегу Таджикского Моря — искусственного водохранилища, появившегося в результате строительства Кайраккумской ГЭС “Дружбы народов” в 1956 году. Таким образом, взаимодействие с рекой и доступ к ее различным ресурсам сильно гендерно окрашены.

Гендер и плавание

Когда Мохира Суяркулова проводила свое полевое исследование взаимодействия людей с рекой в городе Худжанде и его окрестностях летом 2017 и 2018 годов, она заметила, что мужчины и женщины по-разному взаимодействуют с рекой. Один пример такой разницы — различия в возможности и способности плавать в реке.

Согласно гласным и негласным правилам поведения, мужчины могут не стесняясь плавать в плавках или даже раздетые до нижнего белья, в то время как женщины только заходят в воду одетые в таджикские длинные платья и штаны. Гендерные нормы скромности и целомудрия для женщин определяют зону у воды как зону опасности — здесь гендерный и социальный порядок видятся как подвергающимися риску и следовательно требуют особенной осторожности. Так практически все публичные места у воды — пляжи, бассейны и чайханы на берегу Сырдарьи, рассматриваются как мужские пространства. Это значит, что женщины не имеют возможности научиться плавать, в то время как их присутствие в “запретных” зонах может серьезно навредить их репутации.

Hujand5-compressed.jpg

Худжанд. Фотографии Мохиры Суяркуловой